Что такое хорошо и что такое плохо... Каждый день, каждый час, каждый миг нам приходится пересматривать эти понятия. В особенности, если рядом с нами находятся наши дети. Ведь именно они порой задают нам такие вопросы, на которые и ответить-то не знаешь что... Но мы же взрослые, мудрые и всеведающие. Мы должны знать ответ.
Пару дней назад возилась с трехлетней дочкой друзей. Ошеломила она меня вопросом: "У нас кошечка умерла. Это плохо?". И до конца вечера она успела мне задать несколько вопросов, начав отвечать на которые: "Дашенька...", я запиналась. Она порывалась от меня убежать, когда я её, голую, укутывала в полотенце. И только спрашивала: «Разве это плохо?". Пыталась стащить испуганного кота со шкафа, наивно вопрошая: «Это же хорошо?". И я не находила, что ей ответить... По большей части потому, что не знала, что ответить себе...
А и вправду, что такое хорошо и что такое плохо? Постулаты ли, догмы ли, личное мнение? Смогу ли я ответить на этот простенький вопросец? Итак, поехали. Хорошо быть смелым, хорошо быть честным, аккуратным. Потому что... это хорошо. Это одобряется общественностью и моралью. За это не осудят, не поругают, напротив - похвалят. Если все говорят, что это хорошо, значит, так тому и быть. Все не могут ошибаться. Да и посудите сами - смелым, сильным, добрым быть разве может быть плохо?
Родившись на свет и впитывая знания, мы шаг за шагом узнаем, как делать нельзя, а как - нужно. И годам эдак к двадцати у нас в голове формируется ясный образ хорошего и плохого. Сотканный не только нами, он переплетается со знаниями, переданными нам учителями, смешивается с опытом, отданном родителями, и образует удивительный сплав, которого не сыскать на всем белом свете. Хоть мы и все знаем, что драться - плохо, а помогать - хорошо, мы можем до ссадин в горле спорить о том, кто прав. Мы читали разные книги - кто-то прочитал всю отцовскую библиотеку и отдал душу Жюль Верну, кто-то ограничился школьной программой, а кто-то преданный почитатель Донцовой. Мы дружили с разными, совершенно непохожими друг на друга детьми - мальчиками, девочками, отличниками и шалопаями, хулиганами и умницами. Общались о разных вещах - об учебе, о родителях, о физике, о парнях. Коллекционировали фишки или деревянные кораблики, рукодельничали и ставили рекорды по легкой атлетике. Кто-то вспоминает свои детские годы с легкой грустью, а кое-кто с ненавистью. Кто-то был беден, а кто-то мог каждый день водить в кино всех друзей.
Мы были очень разными, как и сейчас. И, проходя через всевозможные фильтры, установленные жизнью-баловницей, наша система ценностей "хорошо-плохо" менялась и перерождалась. Градуировки стирались и появлялись вновь. То, что когда-то казалось нам плохим, сейчас мы считаем счастьем. Этому способствовали как мы сами, так и то, что происходило вокруг. Ни одна обидка, ни одно доброе дело не проходили бесследно. Все они проходили сквозь нас, задевая весы с чашами "хорошо" и "плохо". Они сбивались, покачивались, но снова возвращались в прежнее положение. Иногда на чашах была чечевица, а иногда гостем бывал и золотой слиток. Дальше мы продолжали жить уже с другим, новым наполнением. Это меняло наши взгляды, наше мировоззрение, а впоследствии и нас самих. А, может, это является нашим отражением...
В любом случае эти весы разные. Механизм один и тот же, но они могут быть карманными, размером с кошелек, походными в виде столбика, электронными с повышенной точностью... Иногда они могут врать и ломаться, а иногда -подводить нас. "Здесь 300 граммов "хорошо"!" - "Нет уж, поверьте моим электронным весам - всего-навсего 295.". И спорим, ругаемся, копим обиды.
Хотя пора бы понять, что нет правильного образца, нет идеальной меры. Ни у кого на свете. Есть общепринятые, введенные для удобства и скорого понимания. Придуманные человеком мерки, установленные, как идеал. А самих-то их нет. Это иллюзия, неосязаемая и незримая, кажущаяся самой что ни на есть реальной, реальнее многих вещей. Мы так к ним привыкли, и, сталкиваясь с тем, что мерки тесноваты, впадаем в ступор, не зная, что делать дальше.
Не бывает однозначности. Кому-то хорошо, а кому-то плохо от одного и того же поступка. Решение в том, чтобы суметь не изменить своим ценностям и в то же время быть настолько гибким, чтобы признать, что наши понятия устарели или неуместны. Чтобы не попахивать мертвечиной, день за днем бубня одно и то же. Чтобы не расползаться подобострастно перед кумирами, чтобы быть "хорошим человеком". Так просто и так сложно. Не быть ханжой и не клеить этикеток. Самое большое умение, которому предстоит научиться - быть таким, не потому, что "люди скажут, что это хорошо", а по велению сердца. Оно - самый главный советчик и мудрый знахарь. Оно на пару с душой подскажет, что такое хорошо и что такое плохо... |